We should all be designists: 10 дизайнерок, изменивших мир

Они изменили наше представление о дизайне и внесли вклад в мировую историю. Берем пример с 10 талантливых, амбициозных и вдохновляющих женщин, о которых вы могли не знать

Сможете сходу назвать светил современной архитектуры и дизайна? Масель Брейер, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Вальтер Гропиус, Арне Якобсен — можно перечислить еще десятки известных имен. Мужских. К сожалению, женщин в этой сфере встретить не так просто. Мы собрали 10 ярких специалисток, бурей ворвавшихся на Олимп мирового дизайна.

Женщины добавляют в дизайн больше здравого смысла. Если правая половина кресла напоминает левую, жизнь останавливается. Мебель надо отделять от нас и представлять ее частью большого мира

Патрисия Уркиола

Эйлин Грей

Ширма Brick, столик E1027, кресло Bibendum, а также «супрематические» ковры и иконы модернистской архитектуры, дом Е1027 в Рокбрюне — об этих творениях вы наверняка слышали, если хоть немного увлечены историей дизайна. Все их создала Эйлин Грей. Кресло Dragons от Эйлин в 2009 году было продано за 28 млн долларов — более высокую цену не предлагали еще ни за один предмет мебели XX века.

Эйлин Грей родилась в 1878 году в Ирландии. Получила художественное образование в Лондоне, затем в Париже, где и провела большую часть жизни. Упорно практикуясь в рисунке, Эйлин совершенно не планировала становиться художницей. Но что делать — дизайну тогда еще не обучали, в архитекторы женщин не брали. Она начала делать мебель на свой страх и риск, не имея специального образования.

В 1913 году на Салоне декоративных искусств она показала настенные панно, лакированные кресла, ширмы, туалетные столики и бюро, сделанные собственноручно. Предметы привлекли внимание Жака Дюкета, великого модельера, личного кутюрье Сары Бернар. Он купил у Эйлин несколько вещей, а вслед за ним к ней потянулись другие клиенты из парижского бомонда.

Позднее стиль Эйлин «разошелся» со вкусами большинства: пока Франция сходила с ума по ар-деко, Грей уже мыслила категориями модернизма. И все-таки даже тогда находились ценители творчества «экстравагантной чудачки». Например, парижская миллионерша Матье Леви поручила Грей оформить свою новую квартиру на рю де Лота. Пятилетний труд увенчался триумфом: радикальный и экстравагантный, продуманный до мелочей интерьер покорил высший свет. О нем писали The Times и Guardian. Верхом эпатажа была кушетка Pirogue в виде индейской лодки — такой формы история мебели еще не знала. Леви позировала на ней для модных журналов.

Если хотите поближе познакомиться с биографией и творчеством Эйлин Грей, советуем посмотреть фильм «Серое вещество» режиссера Марко Орсини.

Дороти Дрейпер

Она стала первым профессионалом в истории дизайна интерьеров, основав в 1923 году первую интерьерную компанию в США.

В свое время Дороти была примадонной декора для бизнеса — ее имя было синонимом украшения. Ее уверенность, как и ее вкус, давали ей возможность взять на себя управление гостиничного проекта во всех аспектах дизайна — вплоть до рисунков для меню, коробков со спичками и униформы персонала. Кроме гостиничного и ресторанного декора она также декорировала музеи, театры, универмаги, торговые заведения, частные офисы, интерьеры реактивных самолетов и автомобилей.

Я занялась интерьерами, потому что по-настоящему любила создавать их. Я оформила три своих дома, но поняла, что мне этого мало, а потому приступила к украшению чужих жилых пространств

Дороти Дрейпер

Флоренс Нолл

Вклад Флоренс Нолл в американский модернизм сложно переоценить. Одними из самых известных ее моделей стали геометричный журнальный столик, а также кресло и диван, выпущенные в 1954 году. Несмотря на успех своих проектов, Флоренс всегда скромно отзывалась о достижениях, считая их лишь дополнением к тому, что делали ее коллеги-мужчины. Когда в 1998 году Нолл сказали, что диван 1954 года вновь находится на пике популярности, она просто ответила: «Почему бы и нет? Это пример хорошего дизайна».

Я занимаюсь дизайном предметов, которые могут заставить пространство работать

Флоренс Нолл

Флоренс училась в Академии художеств Кранбрука, где началось ее образование в области дизайна и архитектуры, работала над дизайном мебели с Ээро Саариненом и Чарльзом Имсом, два года провела в школе Лондонской архитектурной ассоциации. Она училась у основателей Баухауса Вальтера Гропиуса и Марселя Бройера в Бостоне, а затем и Людвига Миса ван дер Роэ в Технологическом институте Иллинойса в Чикаго, которые во многом определили ее будущий стиль.

Помимо предметного дизайна она активно проектировала офисы для ведущих американских корпораций, таких как IBM, GM и CBS. Ее идеи и решения на много лет определили развитие интерьерного дизайна общественных рабочих пространств.

Флоренс Нолл сделала больше, чем кто-либо другой, для создания послевоенного, современного, элегантного американского офиса, внедрив современную мебель и открытую планировку

Пол Голденберг, архитектурный критик The Times

Впрочем, мало назвать Флоренс хорошим дизайнером. Девушке удалось превратить мебельную фирму Knoll в настоящую фабрику креативных идей и инноваций.

Грета Магнуссон-Гроссман

Ее объекты украшали дома Ингрид Бергман и Греты Гарбо, и сегодня они вновь на пике моды.

Грета Магнуссон-Гроссман — дизайнер, архитектор. В 1940 году Грета покидает родную Швецию и вместе с супругом, джазовым музыкантом Билли Гроссманом, переезжает в Лос-Анджелес. На волне интереса американцев к скандинавской «экзотике» открывает дизайнерский магазин, проектирует дома и мебель. В мир, которым правят мужчины, Грета врывается с громкими заявлениями.

Почему женщины не могут заниматься дизайном? Мы веками обустраивали дома. У нас больше опыта

Грета Магнуссон-Гроссман

В 1940-х годах Гроссман делала торшеры с гибкими основаниями и обтекаемыми формами, прежде чем они стали популярными в 1950-х, использовала практичные поверхности из ламината. Она ввела моду на асимметрию и «стройные» металлические ножки, построила четырнадцать домов с фундаментами на сваях, раздвижными панелями и умной складной мебелью. Грета все проектировала сама.

Хочешь быть равной среди мужчин-архитекторов — ходи на цыпочках, но будь всегда на шаг впереди

Грета Магнуссон-Гроссман

В свое время Гроссман ценили невероятно высоко. Но ее работы производили малыми тиражами. В начале 1960-х годов на вершине карьеры, заметив отсутствие оригинальности в развитии современного дизайна, разочаровавшись, она отошла от дел и переехала в Сан-Диего. После ее смерти друзья по клубу рисования были поражены, узнав, что их соседка когда-то была известным дизайнером: она об этом никому не говорила.

Грете Майер

Признанный датский дизайнер, Грете Майер — лауреат множества премий.

В 1997 году Danish Design Council назвал 80-летнюю Грете Майер дизайнером года. Она собиралась отказаться от очередной награды, но поддалась на уговоры.

Получая премию, дизайнер произнесла речь, обращая взгляд в прошлое. Девушка решила учиться на архитектора и закончила Академию изящных искусств в Копенгагене. Осталась в интернатуре и написала учебник о том, как строить быстро и дешево. Он вышел в послевоенные годы, когда это было особенно актуально. Грете пригласили преподавать, и ей светила блестящая академическая карьера.

Однако она не ушла в теорию с головой: читала лекции, параллельно пробуя свои силы в дизайне.

Я следовала принципам: никогда не сдаваться и, если тебя не до конца устраивает результат, без сожалений переделывать работу, как бы близко ты не был к ее завершению

Грете Майер

В 1960 году Грете открыла свою дизайн-студию и начала сотрудничать с датской фарфоровой мануфактурой Royal Copenhagen. Сервиз Blue Line стал одним из самых известных произведений скандинавского дизайна и прославил обоих: и дизайнера, и производителя.

Вы будете пользоваться ими каждый день. И вам не перестанет нравиться. Я стремлюсь создавать вещи на века, они кажутся простыми, на самом деле это плод напряженного труда большой команды, результат многих экспериментов. Он приближает нас к идеалу: красивая и удобная вещь есть произведение искусства

Грете Майер

Эталонный дизайн Blue Line предельно прост: белый фон, очерченные тонкой синей линией бортики. Грете вспоминала, что придумала его быстро, но много времени ушло на ювелирную проработку деталей. Вместе с керамистами Royal Copenhagen она долго искала идеальные пропорции.

Я считаю, что красота говорит сама за себя. Если вещь красива, она не требует подписи или восхваления. Ей будут пользоваться с удовольствием независимо от того, создана она звездой или простым ремесленником

Грете Майер

Хелла Йонгериус

Хелла Йонгериус получила образование в престижной Академии дизайна в Эйндховене, после окончания которой сотрудничала с торговой маркой Droog. Позже открыла собственную студию дизайна «JongeriusLab» в Роттердаме, в которой производит продукцию из текстиля, керамики, дерева.

Творения голландской художницы-дизайнера — уникальная смесь промышленного производства и ремесла, высоких технологий, традиций и современности.

Во всех своих проектах постоянно подчеркивает важность цветового решения в искусстве дизайна.

Моя цветовая палитра предлагает широкий выбор вариантов. Не существует единственной правды. Нет только зелёного, есть множество версий зелёного; нет только красного, есть вариации красного. Более того, красный может содержать зелёный, коричневый и даже синий. Серый включает оттенки зелёного, отражение синего и воспоминания красного

Хелла Йонгериус

Необычные произведения Йонгериус включены в экспозиции нескольких музеев Нью-Йорка, Музея дизайна в Лондоне, представлены в галереях Парижа. Один из самых известных объектов Йонгериус — стол Sphere Table, который был предназначен для реконструкции холла для делегатов ООН в Нью-Йорке.

Заха Хадид

Достаточно правдоподобно утверждение, что Заха Хадид была единственной женщиной-архитектором, ставшей известной широкой общественности и получившая мировое признание. Грозная, величественная и блестящая, она действительно служила в Гранд опера архитектурного мира.

Она действительно была первой женщиной, удостоившейся этой чести в своем собственном праве.

Часть работы архитектора заключается в том, чтобы заставить людей чувствовать себя хорошо в местах, где мы живем, ходим в школу или где мы работаем — поэтому мы должны стремиться к повышению стандартов. Строительство домов, школ и других жизненно важных общественных зданий всегда основывается на концепции прожиточного минимума — это не должно быть так. Сейчас архитекторы имеют навыки и инструменты для решения этих важнейших вопросов

Заха Хадид

Индиа Мадави

Архитектора и дизайнера Индиа Мадави называют королевой цвета, а спроектированные ею гостиницы, рестораны, клубы и бутики всегда попадают в дизайн-путеводители.

Я считаю, что дизайн — это не только про собственное эго, но еще и про практичность, смелость и мечтательность

Индиа Мадави

Свою студию Индиа Мадави открыла в 1999 году. В 2003-м у нее появился первый шоу-рум, где представлена мебель по ее дизайну, произведенная исключительно во Франции. Во втором шоу-руме, открытом в 2011-м, представлены небольшие предметы и аксессуары. За это время Индиа успела поработать над проектами знаменитых отелей и ресторанов, в числе которых, например, Rivington в Нью-Йорке и Monte Carlo Beach в Монако. Проектировала в Париже и Куршевеле, Лондоне, Нью-Йорке, Мехико, Гонконге.

Я всегда говорю, что мне очень повезло быть женщиной, когда я начинала. Мир дизайна был на 100% мужским. И я, дизайнер в юбке, была экзотикой, чем-то необычным. Бренды приглашали меня как исключение, чтобы «попробовать» нестандартный взгляд

Индиа Мадави

В 2019 году она получила премию ELLE DECO International Design Awards, судьи которой признали Мадави лучшим интерьерным дизайнером года.

Патрисия Уркиола

Интерьерные СМИ Испании и Австрии, как сговорившись, считают Патрисию самой талантливой дизайнеркой современности. Ее называют «дизайнером момента»: новые идеи она черпает из окружающей действительности.

По признанию самой Уркиолы, у нее есть всего один критерий оценивания интерьерных элементов: удобные они или нет. Другие дизайнеры куда строже и, оценивая работы Патрисии, называют их свежими, универсальными, очаровательными и чувственными. Особенно выделяют безупречный баланс между формой и функций.

На творчество Патрисии большое влияние оказал Акилле Кастильони.

Я всегда ожидаю, что весь мир будет вкладывать ту же страсть и ту же энергию, какую вкладываю я в каждую свою вещь. Я человек ужасно любопытный, всегда нахожусь в поиске новых идей, окружаю себя людьми, которые могут внести что-то особенное в мою работу, которые помогут выявить мою индивидуальность

Патрисия Уркиола

Музеи мира уже пополняют ее произведениями свои постоянные коллекции. Лампа Bague от Foscarini из перфорированного металла с силиконовым покрытием и кресло Fjord от Moroso, своей формой напоминающее очертания гор, представлены не где-нибудь, а в знаменитом MoMA — Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Сабин Марселис

Муниципальная торговая палата заказывает ей дизайн памятных знаков, местные музеи борются за право устроить ее выставку, а журналы (в частности, голландский Frame) — напечатать о ней статью. За пределами Нидерландов она стала известна несколько лет назад благодаря своим проектам на Миланской неделе дизайна. Она — Сабин Марсели.

Сабин не работает с массовым производством. Все ее вещи — штучные и продаются через галереи коллекционного дизайна, а часто и заказываются ими. Дизайнер сотрудничает, в частности, с Gallery Bensimon в Париже и Chamber Gallery в Лондоне.

Ее бессменный промоутер на протяжении уже восьми лет — копенгагенская галерея Etage Projects. Год назад, например, она выставила работы Сабин на выставке Nomad в Монако, на вилле Карла Лагерфельда. Экспозиция включала столы и табуреты из серии Candy Cubes и зеркала и объекты из серии Seeing Glass — двух самых популярных коллекций дизайнера.

Если мне не хватает бюджета, я возьму кредит. Креативность ничто не должно ограничивать. Никогда не соглашайтесь на меньшее, это стыдно!

Сабин Марселис

Сабин говорит, что ее вдохновляют отсветы на воде и снеге, солнечный луч, пробивающийся сквозь облака. Она стремится уловить малейшее изменение цвета, чуть только поменялся свет. Поэтому ее вещи такие легкие и воздушные, парящие, медитативные.

Интерьерных проектов в ее практике пока не так много. Она оформила Датский павильон на Каннском кинофестивале, выстроив композицию в духе движения «Де Стейл» и картин Пита Мондриана. Барселонский бутик Massimo Dutti заказал дизайнеру медитативную инсталляцию. Она также оформила интерьеры миланского бутика Salle Privee.

Среди самых ярких проектов Сабин Марселис последнего времени — коллаборация с Модным Домом Fendi, для которого дизайнер разработала серию фонтанов, впервые показанную на выставке Design Miami в декабре прошлого года.

Автор: Росса Бланк

Rossa Blank

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение
Offline