Искусство фуги

Westwing поговорил с основателем и креативным директором компании Fuga Яной Османовой о концепции бренда, национальных традициях и возрождении интереса к ремеслам.

Такое звучное название для бренда было выбрано не случайно. Ведь фуга, как известно, — такая музыкальная техника, в которой несколько разных голосов повторяют заданную тему. По словам создателей марки, Fuga — это разнообразие, и ее звучание составляют три голоса — глава отдела продвижения Наталья Гриценко, глава отдела продаж Ольга Меркушева и создатель и креативный директор бренда Яна Османова, с которой и побеседовал Westwing.

6

Расскажите, как давно существует бренд Fuga? В чем заключается идея марки, как она родилась?

Бренд Fuga основан в январе — мы решили начать этот год с создания российского бренда. Идея марки проста: мы производим в России, ориентируемся на имеющиеся традиции и создаем новые.

В чем черпают вдохновение ваши мастера?

У нас нет мастеров, и мы не мастерская — в этом наш ключевой фокус. Мы производство. У нас серийная посуда и серийные предметы декора. Внутри команды мы разрабатываем дизайн, дальше на производстве я его прототипирую — вместе с мастерами, естественно, но это не мастер в классическом понимании слова, не ремесленник. Это люди, которые работают по нашим эскизам, на основании наших гайдлайнов, создают прототип, на основе которого затем выпускается серия. Что касается вдохновения, для меня основной источник — это российская культура. Я люблю моду и все, что с ней связано, обращаю внимание на паттерны, которые использовались в традиционном русском костюме, на вышивку, на природу — мы вдохновляемся полями, лесами, ландшафтом, это неотъемлемая часть образа России.

IMB_1325

Если у вас нет мастеров, кто же тогда занимается разработкой дизайна?

Дизайном занимаюсь я. Внутри у нас есть команда, руководители отделов продаж и продвижения, которых я собираю на худсовет. Мы презентуем свои идеи, обсуждаем их, смотрим, что будет интересно для рынка, что сейчас актуально. Затем я их прототипирую и решаю, что пойдет, а что не пойдет в серию. Так что разработкой дизайна занимаюсь я вместе с худсоветом. Для меня очень важно, чтобы вся команда была вовлечена. Например, руководитель отдела продаж понимает, на что есть спрос, и для меня это возможность напрямую получать комментарии от нашего клиента. То же касается руководителя отдела продвижения, Натальи, которая общается с партнерами, журналистами, участвует в мероприятиях и тоже всегда собирает отзывы. В ближайшее время мы запустим в производство мелкие предметы мебели — это случилось только потому, что мы постоянно получаем такие запросы и понимаем, что это то, чего хочет наш клиент.

IMB_1242

Почему вы выпускаете продукцию сериями?

Нам важно, чтобы это был одинаковый продукт. Мы не разрабатываем индивидуальный дизайн, не работаем на заказ — это не наш профиль. Мы разрабатываем продукцию, в которую верим, и хотим, чтобы она присутствовала везде. Нам важно донести красоту до максимально возможного количества людей — поэтому и выпускаем серии. Такая схема позволяет оптимизировать стоимость наших изделий — ведь в случае индивидуального заказа стоимость увеличивается в разы. Наша задача в том, чтобы посуда и предметы декора из ценных пород дерева, сделанные вручную, были доступны для всех. Это наша миссия.

Расскажите о технологии производства изделий?

Мы работаем с дубом. Помимо дуба мы сейчас рассматриваем и тестируем другие породы дерева, пока ни одна из них нас не удовлетворяет по ряду характеристик. Нам важно, чтобы дерево поддавалось окрашиванию естественным способом, мы используем только натуральные красители. Важно, чтобы скорость создания изделия была предсказуема. Есть такие породы дерева, у которых брак невозможно предсказать — и они нам не подходят. Так что пока достойной альтернативы дубу мы не нашли.

IMB_1205

Есть цеха, которые занимаются раскройкой дерева, то есть доску распускают на заготовки, и это единственный этап, где используется станок. Дальше все делается вручную. Мастер по гайдлайнам обрабатывает каждую доску в соответствии с требованиями: сначала наносит фактуру, после этого доска шлифуется и окрашивается. Для темного цвета используются соли металлов, светлое дерево сразу покрывается льняным маслом. Льняное масло — это естественный лак. Оно позволяет сохранять красоту дерева и использовать его в быту — все наши изделия моются в посудомоечной машине и не теряют свой внешний облик, это не декоративные предметы. Их используют и хозяйки, и рестораны, потому что они полностью соответствуют всем современным техническим требованиям.

2

Работаете ли вы с какими-то материалами, кроме дерева?

Нет, но в наших планах это есть. Мы хотим начать работать с керамикой и некоторыми другими материалами, но пока отложили эту идею, потому что нам интересно дерево именно как исконно русский материал. На Руси всегда использовалась деревянная посуда — нам интересно возродить эту традицию, воссоздать ее в современной интерпретации.

Как живется сейчас российскому предметному дизайну? Как вам работается на российском рынке?

У нас очень простая позиция. Мы родились в России и нам важно, чтобы ее образ — как в самой России, так и в мире — был максимально презентабельным. Это было осознанное решение — работать и производить здесь. Естественно, производство в Китае дешевле в разы, а в Италии — профессиональней в разы. Производство в России пока менее профессионально, дороже, сложнее, но тем не менее для нас это важная миссия.

IMB_1180

Есть ли у вас конкуренты?

Мы не считаем, что у нас есть конкуренты в России. Есть несколько достойных российских марок, но они производят в Европе. В России специфика заключается в том, что есть немало мастеров, но это ремесленничество, а не производство. Мастерские, которые работают на заказ, мы не можем считать своими конкурентами, потому что произвести 5 изделий — это не то же самое, что запустить серию. Серийное производство — это работа с товарными остатками, каналами сбыта, маркетинг. Это гораздо более масштабный и системный процесс. Да, в России есть предметный дизайн — но, будучи оторванным от производства, он остается творчеством. Благо, предметный дизайн сейчас развит намного лучше, появилось много школ, та же Британка (Британская высшая школа дизайна — прим. ред.). Мы надеемся, что в какой-то момент мы сможем с этими дизайнерами работать над новыми коллекциями. Мы уже готовим две коллаборации: с промдизайнером и дизайнером одежды. Пока не буду говорить, кто это. Мы собираемся презентовать коллекцию ближе к концу года. Мы хотим давать дизайнерам возможность реализовываться на нашей площадке.

6qCKYmuaDkI

А с кем у вас уже состоялось сотрудничество?

Мы верим в сотрудничество, потому что считаем, что в одиночку что-то изменить сложно. Мы открыты для партнерства и делаем на это большой акцент, работая с фотографами, дизайнерами украшений, одежды, фермерами, компаниями, которые занимаются эко-продукцией.

Если вернуться к теме возрождения традиций, как вы относитесь к тому, что сегодня многие снова заинтересовались ремеслом, прикладным искусством? Как вам кажется, почему это происходит?

Я думаю, это хороший тренд, когда люди интересуются собственной культурой, историей, традициями. Вещи приобретают другую ценность — это некое представление об ответственном потреблении, которое мы транслируем постоянно. Вещи, которые покупаются не для того, чтобы быть выкинутыми через полгода, а которые будут передаваться из поколения в поколение, станут украшением домов. Люди устали от всего одноразового, не отличающегося друг от друга, поэтому им хочется чего-то более глубокого, настоящего.

IMG_6753 (1)

Яна, а кто ваши клиенты?

Все. Как бы это странно ни звучало. Мы много времени потратили на исследование нашей аудитории. В итоге мы пришли к выводу, что нет никаких ограничений. Достаточно низкая стоимость для изделий из ценных пород дерева с современным дизайном и современной подачей позволяет приобретать их широкому потребителю. Поэтому сейчас мы рады всем.

В таком случае, как вам кажется, такая несколько брутальная, грубая эстетика ваших изделий — насколько она близка женщинам, хозяйкам, на которых в первую очередь рассчитана кухонная утварь?

Это вопрос вкуса. Наша эстетика скорее не брутальная, я бы ее охарактеризовала как «вдохновленная Россией», потому что это натуральные материалы, способы обработки и проявление красоты дерева. Это некий рустик скорее, чем брутальность. Мы получаем фотографии от людей, которые встраивают наши изделия в стиль прованс, что для нас, например, было удивлением. Скоро у нас будет съемка в японском стиле. Пока мы не нашли ни одной эстетики, которая бы не сочеталась гармонично с нашей.

Разделочные доски — это большая часть вашей продукции?

Мы делаем доски, блюда, тарелки, вазы, ящики, разную посуду и декор. С разделочных досок мы начинали, потому что это был интересный и понятный для нас продукт.

А почему именно с них?

Так исторически сложилось. Нам нравилась форма, на которой можно цепной пилой рисовать, как на холсте. А потом мы перенесли свои наработки на другую посуду. Скоро доски будут составлять не более двадцати процентов нашей продукции.

IMG_5693

Вы собираетесь расширять ассортимент? Двигаться в сторону небольшой мебели, которую так хотят увидеть клиенты?

Это будет универсальная вещь, которая может использоваться как поднос, стол, полка, большое блюдо, и некоторая разработанная нами конструкция, которая позволяет составлять композиции из предметов.

Не планируете ли вы переходить на производство крупной мебели?

Нет, нам интересна посуда и декор, и мы планируем оставаться в этой нише.

Расскажите о своих планах. Собираетесь ли вы выходить на международный рынок?

Да, это и есть наш ключевой план. Мы уже вышли в российские регионы, это для нас было важным этапом, потому что мы хотим, чтобы продукция была представлена везде. Сейчас мы выходим на международный рынок, в следующем году планируем участие в международных выставках. Собираемся быть в Париже, Милане, Дюссельдорфе, если успеем — в Лондоне. Качественная подготовка к выставке занимает много времени. Сейчас прорабатываем несколько вариантов присутствия в Италии и Франции. А до Америки и Азии дойдем, думаю, через год-полтора.

IMG_7477

Eugenia Voronina

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение