Коричневый и серый: история, искусство, интерьеры

Коричневый и серый — скучное сочетание? В два счета докажем, что это не так. В статье — красивые интерьеры, стритстайл-образы и много дуохромного вдохновения

Сочетание коричневого и серого, на первый взгляд, не может удивить ни яркостью, ни экспрессией. Кажется, что не может выйти ничего интересного из сочетания таких спокойных и даже скучных цветов. Давайте разузнаем, почему самые универсальные оттенки цветового спектра воспринимаются с таким негативом, и как же все-таки стоит их сочетать.

Спойлер: и в моде, и в интерьерах этот цветовой дуэт весьма востребован.

История серого цвета

Серый – промежуточный цвет между черным и белым, цвет «без цвета».

Его первое упоминание датируется 700 годом нашей эры. В живописи на тот момент серый еще не использовался, а в одежде был признаком принадлежности низшему классу. Чаще всего его носили крестьяне и бедняки, не имея возможности окрасить одежду, а также монахи — как символ смирения и отказа от материальных благ. Во многих регионах их до сих пор называют «серыми монахами».

Важную роль в моде серый цвет получил только к эпохе Возрождения. Его стали выбирать дворяне – особенно итальянцы, испанцы и французы – как альтернативу черному цвету.

В живописи этот цвет тоже стали использовать чаще, но в основном для масляных картин в технике grisaille. Художники сначала создавали основу серыми и белыми красками, а затем на них наносили цветные глазури. Реже grisaille оставляли в незаконченном виде, чтобы создать видимость натурального камня.

Вскоре многие художники обнаружили, как хорошо серый цвет «работает» на коже. Его преимуществами воспользовались Рембрандт Харменс ван Рейн и Эль Греко, которые мастерски изображали фактуру ткани и тела. Надо сказать, добывать нужную краску им было нелегко: их создавали из разбавленного древесного угля или сожженных костей животных, которые потом дополнительно мешали со свинцом или известью.

Хороший пример использования серого в живописи — «Портрет Маргарет де Гир» кисти Рембрандта. Увядающая женщина стоит на фоне серой стены, та же серость как будто отражается на руках и лице Маргарет.

В 18-19 веках существовали две модных столицы: Лондон — для мужских костюмов, Париж — для женских. При этом серый цвет правил везде. Платья, сюртуки, пальто — его использовали буквально всюду. Впрочем, назвать триумф серого однозначным тоже нельзя: его все еще носили низкие классы. Мастеровые и работницы фабрик могли позволить себе только серую от грязи и времени одежду. Их даже называли по цвету — grisettes (grise — серый в переводе с французского). Со временем в моду даже вошло имя Гризетт — так называли детей парижских проституток.

Дальнейшая история серого сопряжена с войнами. Этот цвет использовали для обмундирования Конфедерации армии во время Гражданской войны в Америке и прусской армии во время франко-германской войны 1870 года. С тех пор этот цвет стал символом индустриализации и войны. Хороший пример — картина Пабло Пикассо «Герника», изображающая бомбардировку Герники, а также ужас апрельской испанской революции и Гражданской войны в Испании.

После войны 1945 года серый стол метафорой единообразия мысли. Пример — фильм «Человек в сером фланелевом костюме» 1965 года.

История коричневого цвета

Коричневый, в отличие от серого, в искусстве использовался практически всегда. Первые рисунки, выполненные глинистым пигментом коричневого цвета, датированы 40 000 годом до нашей эры. Древние египтяне оформляли с его помощью гробницы, а греки украшали вазы и амфоры.

Древним грекам и римлянам мы обязаны появлением сепии: они догадались смешивать чернила каракатиц, которые давали красновато-коричневые чернила. Ими позднее пользовались Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие художники эпохи Возрождения.

И все-таки нечто общее у обоих оттенков есть: коричневый тоже считался цветом низших классов. Плебеев и городскую бедноту даже называли «pullati», что означало буквально «одетые в коричневый цвет». Кроме того, коричневые мантии носили монахини францисканского ордена. Знакомо?

В XVII и XVIII веках коричневый оттенок в живописи чаще всего использовали Караваджо и Рембрандт Ван Рейн. Землистые оттенки позволяли создавать невиданные в то время светотеневые эффекты. Кроме того, составляющие коричневого красителя ускоряли сушку полотна.

Импрессионисты коричневый цвет не любили, предпочитая яркие, чистые цвета. Исключением можно считать, пожалуй, только французского художника Поля Гогена.

В конце концов коричневый цвет стал синонимом простоты, доступности и единения с природой.

Rossa Blank

Offline