165 лет со дня открытия Эрмитажа

Государственный Эрмитаж входит в двадцать самых посещаемых художественных музеев мира и обладает одной из самых богатых коллекций произведений искусства и памятников мировой культуры. Годом основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию картин. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря ― в День святой Екатерины. Но лишь 17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа для публики, с тех пор прошло 165 лет.

hermitage-history-ai-1
 Зимний дворец

Вехи истории. От начала строительства до первой коллекции

В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца. Она же потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой ― стилем классицизм.

По заказу Екатерины II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведен Эрмитажный театр, и сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, в которых ныне располагается музей «Государственный Эрмитаж». В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II, который был вынужден отказаться от покупки из-за Семилетней войны, принесшей Пруссии поражение. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции ― «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена. Но именно эта коллекция легла в основу будущего грандиозного музея и уже к концу правления Екатерины II Эрмитаж стал одним из лучших музеев Европы.

hermitage-history-ai-2
Золотая гостиная. Апартаменты императрицы Марии Александровны

Официальное открытие

До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage — уединенное место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные. Допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем. А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Что примечательно, посещение для публики было бесплатным.

hermitage-history-ai-3
Лоджии Рафаэля
hermitage-history-ai-4
Иорданская лестница

Большие потрясения

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей как приобрел множество бесценных экспонатов, так и потерял немало. Например, непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

hermitage-history-ai-5
(Cлева) Малахитовая гостиная; (справа) Малая столовая

Наши дни

В 2014 году, в год 250-летия со дня своего основания Эрмитаж открыл новые музейные пространства: Восточное крыло Главного штаба, выставочные залы Малого Эрмитажа, Запасной дом и, наконец, новые очереди Реставрационно-хранительского центра в Старой деревне. Эти пространства были заполнены к празднику новыми экспозициями, выставками и лабораториями. В год праздника к эрмитажным пространствам добавилось и здание Биржи на Васильевском острове. В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сейчас действуют центры-спутники в Амстердаме, Казани, Венеции и Выборге и активно готовятся новые музейные пространства в Омске, Москве, Барселоне, Екатеринбурге и Владивостоке.

hermitage-history-ai-6
Мозаика Павильонного зала, которая является уменьшенной в два раза копией мозаичного пола, найденного в 1780 г. при раскопках терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима

Общие сведения о музее

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Пять зданий, связанных друг с другом на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге, составляют музейный комплекс Эрмитажа: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки: Запасной дом Зимнего дворца и Эрмитажный гараж. Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Svetlana Nekrasova

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение