Ноты сердца: парфюмерный критик о выборе ароматов

Вы верны одному аромату, или число флаконов на туалетном столике стремится к бесконечности? Пора узнать, насколько вы близки к званию «парфюмерного маньяка», и каким должен быть базовый парфюмерный гардероб. Рассказывает Ксения Голованова

Westwing: Ксения, вы парфюмерный критик и, конечно, обладаете чувствительным обонянием. Вы замечали эту особенность с самого детства?

Ксения Голованова: «Нюхачом» я была всегда: так получилось, что лучше всего моя память фиксирует не картинки, не звуки или фактуры, а именно запахи. Какого оттенка был закат в Ботсване, куда я ездила несколько лет назад, уже не вспомню, а запах ночной саванны — дикий шалфей, сухая трава, звериный мускус — легко!

W.W. Постепенно ваше увлечение парфюмерией перестало быть любительским. Каким был первый шаг к уровню эксперта в этой области?

Эксперт — это, пожалуй, не совсем подходящее слово. Парфюмерная индустрия стремительно развивается: появляются новые технологии экстракции душистых веществ, новые аромаматериалы, новые ароматы — по несколько тысяч в год. Сложно стать экспертом, когда происходит так много нового — ведь нос у меня один. Я бы скорее назвала себя «вечным студентом», я постоянно чему-то учусь. А начала я с того, что закончила школу сомелье. По профессии не проработала ни дня, зато научилась неплохо различать оттенки ароматов.

W.W. Получали ли вы дополнительное образование?

Пока не существует такого института, где готовят парфюмерных критиков. Каждый, кто занимается парфюмерной журналистикой, собирает свой собственный «пазл». Есть отдельные семинары и мастерские (например, у парфюмеров Анны Зворыкиной и Галины Анни), где можно познакомиться с основными парфюмерными семействами и родоначальниками разных жанров, попробовать ароматические вещества — натуральные и синтетические, получить список для чтения. С последним все сложно: на русский язык переведено не так уж много парфюмерной литературы и, как правило, не самыми профессиональными переводчиками — оригиналы в разы лучше.

Есть профессиональные выставки — мне больше всего нравятся миланская Esxence и флорентийская Pitti. Туда приезжают парфюмеры и владельцы парфюмерных марок: за три дня получаешь больше знаний, чем за целый год. Плюс есть «микромедиа» — блоги и каналы в Telegram. К слову, я тоже веду свой телеграм-канал о парфюмерии — Nose Republic, где стараюсь сочетать полезное с веселым: даю ссылки на хорошие статьи по теме, выкладываю свои, делаю опросы, устраиваю конкурсы с призами для подписчиков.

W.W. Чаще всего ароматы выбирают по принципу «нравится/не нравится», и на полках поселяются десятки разноцветных флакончиков. Это норма или уже парфюмерная безграмотность?

Это же прекрасно — десятки разноцветных флакончиков. Хоть сотни, если это делает вас счастливее. Что касается «нормы», то ее нет — носить надо то, что вам нравится, а не то, что модно или, скажем, умно. Не нравятся вам классические «герлены» или жесткие шипры — ну и бог с ними. Вы никому не должны, кроме собственного носа.

W.W. По вашему мнению, каким должен быть базовый парфюмерный гардероб (для работы, отдыха, выхода в свет)? Поделитесь общими советами.

Совет единственный — прислушивайтесь к ощущениям, которые вызывают у вас те или иные ароматы. У меня вот так:  вечером, если иду, например, в театр,  я люблю носить альдегидные цветочные композиции, скажем, Amouage Gold, Amouage или Superstitious, Frédéric Malle. Для меня они как волшебная пыльца феи Динь-Динь, дарят чувство полета и праздника. А спокойные ветиверы, наоборот, «укореняют» и настраивают на рабочий лад.

W.W. Когда вас просят помочь с выбором индивидуального аромата, какой вопрос вы задаете первым? И в целом, насколько сильно здесь «замешана» психология?

Я прошу перечислить несколько ароматов, которые уже нравятся моему собеседнику, и объяснить, что, на его вкус, в них особенного. Вообще, говорить о запахах всегда интересно. По эволюционным причинам наш ароматный лексикон ужался до минимума — мы больше не определяем ядовитость еды и погоду по запаху. Поэтому современный человек, когда говорит об ароматах, вынужденно использует много образов, сравнений и аналогий. Его язык становится эмоциональнее, чем обычно.

W.W. Ароматы формируют образ и задают настроение. Но что касается интерьеров, тут другая история. Расскажите о нюансах и главных отличиях парфюма «для себя» и «для дома»?

Для меня эти различия несущественны. Часть моей парфюмерной коллекции давно перекочевала в шкафчик с условной бытовой химией. Мне нравится добавлять колпачок одеколона с  ароматом лайма и пряных трав в воду, которой я освежаю полы, с нотами хвои — в очиститель воздуха и пару «пшиков» cандалового — на подушку.

W.W. Ксения, скажите, можно ли добавить уюта или разделить пространство на зоны с помощью ароматов?

Конечно! Я пользуюсь схемой, о которой мне рассказала Дебби Уайльд, директор по стилю Jo Malone London. В прихожей я ставлю диффузор с простым и приветливым ароматом — например, цитрусовый. В ванной, где тепло и запах быстро улетучивается, — свечу с яркими фруктовыми или цветочными нотами. Или брызгаю чем-нибудь ароматным на душевую шторку — в последнее время это прекрасная и недорогая сирень русской марки Brocard. Для кухни подойдут свечи с запахами томатных листьев, базилика и мяты, ароматических трав, а вот от цветов — во всяком случае, так считает Дебби — портится аппетит.

W.W. Свечи, спреи, диффузоры, саше — что выбрать?

Выбирать необязательно — можно изучить особые свойства разных способов ароматизации пространства и с удовольствием их сочетать. Свечи нагнетают уют и романтику, потакают инстинктам, которые достались нам от предков. Но огонь требует присмотра: нужно подрезать фитиль, чтобы не коптил, и давать полностью расплавиться всей поверхности воска — от короткого горения образуются «кратеры».

У диффузоров есть масса преимуществ: во-первых, они не просят внимания — поставил и забыл на три месяца. Во-вторых, в отличие от свечей, не сушат воздух. Иногда попадаются керамические или глиняные диффузоры — компактные фигурки,  которые нужно раз в несколько дней орошать любимыми духами или домашним спреем. Подходят они разве что для прикроватного столика или рабочего стола — радиус действия у них небольшой.

В отличие от диффузоров, которые распространяют аромат постоянно и непрерывно, спреем можно пользоваться от случая к случаю — например, после домашней возни с индийским карри или очередного выброса неприятных химикатов в московское небо. Саше — то же попурри, но в мешочке из ткани или бумаги: такие можно хранить в шкафу, в ящике с бельем и полотенцами, а еще — в чемодане, которому предстоит суточный перелет в Африку.

Блиц

Аромат, который я ни на что не променяю… La Fille En Aguilles, Serge Lutens — запах раскаленной сосновой живицы.

Мой необходимый парфюмерный минимум — один флакон.

У меня сразу заболит голова от… La Vie Est Belle, Lancôme. Это мой личный «криптонит».

Самый «неклассический» и странный аромат в моей коллекции… Sécrétions Magnifiques, Etat Libre d’Orange — пахнет кувшинками, стоячей морской водой в лужицах после прилива и металлическими поручнями спуска к морю.

«Парфюмерного маньяка» можно отличить по… любопытству и аппетиту к жизни.

 

Фотограф: Марина Грибова; кадры Shutterstock

Ellina Khusnullina

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение
Offline