Альберто и Франческо Меда: интервью с iSaloni 2019

9 октября в Москве стартовала выставка iSaloni 2019. В первый же день итальянские дизайнеры Альберто и Франческо Меда провели мастер-класс о том, как делать бизнес по-итальянски. Westwing расспросил творческую чету об изменениях в сфере дизайна, трендах и интерьерах с итальянским характером

Альберто и Франческо Меда: интервью с iSaloni 2019

WW. Уже представляем, как рассказать о вас читателям: вы и дизайнер, и инженер. Можно сказать, универсальный специалист будущего.

Альберто Меда (АМ). Да, совершенно верно. Я инженер по специальности. Специализируюсь на механике, но сейчас сменил направление деятельности. Молодым дизайнерам повезло больше, чем мне: сейчас в Миланском политехническом университете есть специальность, совмещающая дизайн и инженерию.

Чтобы создать хороший продукт, нужно делать акцент на восприятие предметов не только зрением, но и органами чувств. Например, я могу увидеть стул и подумать, что он качественный. Но стоит на него сесть, как ножка подвернется, и я упаду.

WW. Как изменилась сфера дизайна за последние годы?

АМ. Позвольте мне ответить, потому что я старше и знаю, что изменилось. Когда я только начинал работать, многие предприятия сами просили с ними сотрудничать, обращались. Мне очень повезло: взаимодействуя с предприятиями, я имел возможность заявить о себе. Если твоя работа пользуется успехом, слава растет, то к тебе обращаются все новые заказчики. Появляется возможность выразить и проявить себя.

Молодое поколение находится в совсем иной ситуации. Сегодня предприятия ищут в основном известные имена, потому что считают, что востребованность дизайнеров гарантирует качество и спрос. Они зачастую не понимают, что самое большое значение сейчас имеет современное видение.

Я могу привести в пример Molteni (прим. ред. — лидирующего производителя мебели в Италии). Сначала они работали с очень известными дизайнерами, а теперь нередко инвестируют в работу с молодежью. Да, это своего рода риск.

Другой пример — Colos (прим. ред. — миланская мебельная компания, которая часто сотрудничает с молодыми дизайнерами). Бренд производит пластиковые стулья, собранные из двух элементов. Они решили привлечь начинающих специалистов, ранее работавших в дизайнерских бюро. Так им удалось создать коллекцию работ молодых дизайнеров, у которых, однако, уже был практический опыт. Такое решение принял дальновидный арт-директор компании.

WW. Дизайнеры все чаще используют свои проекты как площадку для самовыражения. Их работы становятся молчаливым ответом на политические, экономические, социальные проблемы страны и мира. Стоит ли им придерживаться прежнего курса или больше внимания обратить на практичность?

АМ. Мир меняется и в любом случае влияет на проект. Из проблем, в которые попадаешь ты и окружающие тебя люди, рождаются новые идеи и решения. Приведу простой, чисто практический пример — обогреватель. В жарком тропическом климате обогревателю не будет места, а в России он жизненно необходим. Так и с откликом на конкретные события.

Альберто и Франческо Меда: интервью с iSaloni 2019

WW. Как дизайнерам сохранить свою национальную идентичность в эпоху глобализации?

АМ. Это довольно сложный вопрос, потому что дизайн всегда соотносится с образом жизни. Традиционная кухня, кино, литература — окружающий мир не может на нас не влиять. Так получается, что каждый существует в своей реальности.

Например, протяженность Италии — 1000 километров. Через каждые 100 километров — новые поселения, в которых есть свои кулинарные традиции.

Такое столкновение и сопоставление глобального с локальным дает благотворный результат, становится пищей для размышлений. Благодаря такому сочетанию каждый из нас и является носителем уникальной идентичности, которую он может хранить и передавать. Это правильно и хорошо!

WW. Можно ли выделить отличительные признаки современного итальянского дизайна?

Итальянский дизайн — это микс штучного и серийного производства. Благодаря этому сочетанию картина итальянской промышленности выглядит очень своеобразно.

Еще одна особенность — неудержимая и всеобщая креативность. Крупная фабрика, мастер, независимый художник — своими проектами все помогают через свое творчество находить правильные пути развития дизайна. Италия — в хорошем смысле страна ремесленников и мелких производителей, которые оказывают колоссальное влияние на индустрию.

WW. Экспозиции на iSaloni 2019 очень разные: есть минималистичная мебель, а есть и вещи на грани китча. Почему виден такой контраст?

АМ. Все потому что здесь представлен дизайн разного уровня. Есть, например, мебель в стиле XVIII века — даже она заинтересует определенную часть гостей iSaloni 2019. Стоит понимать, что выражением современного итальянского стиля это не является.

WW. Принято считать, что итальянский дизайн – это прежде всего качество. К сожалению, современные потребители чаще гонятся за трендом, чем за долговечностью. Здоровая ли это тенденция?

ФМ (Франческо Меда). Ну да, нам же кажется, что ресурсы планеты не ограничены: продолжаем производить, выбрасывать. Я считаю, что мы должны пересмотреть свое отношение к вещам. Лучше потратить деньги на качественный товар, который прослужит долго, чем бесконечно все менять.

АМ. Еще мой отец заказывал костюмы по индивидуальным меркам, а я покупаю готовую одежду. Нужно размышлять в таких категориях и решать, что удобнее и безопаснее. Дизайнеры, конечно, работают в этом направлении. Некоторые, например, задумываются о производстве модульной техники. Так владельцы смогут заменять только те детали, которые им нужны. Не придется выбрасывать ни деньги, ни материалы.

Альберто и Франческо Меда: интервью с iSaloni 2019

WW. Используете ли вы в дизайне новые технологии? Например, 3D-печать?

АМ. 3D-принтеры – своего рода западня. Теоретически, при помощи одной программы вы можете создать из пластмассы, стали или гипса любые предметы. На практике же вы можете со временем потерять всякую связь с реальностью.

Дизайнеру нужно руководствоваться разумом. Я сначала продумываю идею, потом пробую материал и думаю о том, как мой замысел реализовать в конкретной форме. Упростить работу могут онлайн-сервисы, которые моментально выдают стоимость производства. Сегодня у дизайнеров очень много возможностей.

WW. Российский дизайн традиционно считается отстающим. Как стоит поступать молодым дизайнерам в России: копировать работы европейских мастеров или все-таки искать свой путь, пусть и медленно?

АМ. По-моему, всегда лучше идти своим путем и транслировать собственный культурный код. Если ты просто копируешь чужой стиль, в чем идея и замысел вашей работы?

Сперва задайте себе вопрос: «Зачем, с какой целью я это делаю?» Потом найдите материалы, выберите технологию и только после этого приступайте к реализации своего замысла. Для воплощения фантазий нужно иметь какие-то физические и материальные возможности: в голову может прийти все, что угодно, но только малую часть идей удается реализовать на практике. Тут можно только пробовать, ошибаться и снова пытаться.

 

Вам может понравиться

iSaloni Moscow 2019: первые впечатления дизайнера

Дизайнер Игорь Куркин: «Многие не знают, что занимаются предметным дизайном»

Rossa Blank

Offline