Где живут архитекторы
Мы привыкли видеть только ту работу, которую архитекторы выполняют для других людей. Но где живут сами архитекторы, как выглядят их дома, как они организованы? Отражают ли они особенности стиля архитектора или полностью противоположны ему?
«Где живут архитекторы» ― это оригинальная инсталляция, которая была представлена год назад на 53-й выставке Salone Internazionale del Mobile в Милане, мы решили вспомнить о том, как это было. Этот проект отвечает на вопросы, заданные выше, удовлетворяя любопытство простых людей, и расширяет представление о том, что такое архитектура жилого дома. Главное в концепции мероприятия ― уверенность в том, что из всех направлений дизайнерской мысли архитектура дома ― это наиболее подходящая для экспериментов платформа.

Ведущие современные архитекторы из разных уголков мира представили собственное видение внутреннего пространства жилого дома. Экспозиция предлагала гостям мебельного салона уникальную возможность заглянуть в дома восьми ведущих мировых архитекторов: Шигеру Бана (Shigeru Ban), Марио Беллини (Mario Bellini), Дэвида Чипперфильда (David Chipperfield), Массимилиано и Дорианы Фуксас (Massimiliano Fuksas, Doriana Fuksas), Захи Хадид (Zaha Hadid), Марсиу Когана (Marcio Kogan), Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind) и Биджоя Джейна / Студия «Мумбай» (Bijoy Jain/Studio Mumbai). Куратором этого проекта стала Франческа Мольтени, которая посетила частные дома ярчайших представителей архитектурного мира, сняла внешнее и внутренне обустройство домов и записала интервью с каждым архитектором, задав вопросы о замыслах, стимулах и решениях, определявших их дизайнерские устремления и профессиональную карьеру. Франческа Мольтени объединилась с архитектором и сценографом Давиде Пиццигони (Davide Pizzigoni), который исследует предметно-изобразительное пространство и работает с ведущими мировыми оперными театрами. Вместе они разработали проект, воссоздающий «комнаты» ведущих архитекторов посредством документального видео, фотоизображений, комментариев и реконструкций. В результате было создано интерактивное выставочное пространство, которое отражает видение архитекторов, их предпочтения и стремления.
Остановимся подробнее на каждой отдельной фигуре из 8 архитекторов и поговорим об их домах.
Шигеру Бан

© Hiroyuki Hirai
Биография Шигеру Бана богата и разнообразна. За 57 лет своей жизни он успел открыть собственное бюро Shigeru Ban Architects в Токио, поработать в качестве консультанта Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам Беженцев (УВКБ ОНН), и в том же году создать неправительственную организацию «Сеть Добровольных Архитекторов» (VAN), а также был профессором Университета Кейо в Японии, приглашенным профессором Высшей школы дизайна Гарвардского университета, приглашенным профессором Корнельского университета и профессором Университета искусств и дизайна Киото с 2011 года.

© Hiroyuki Hirai
Самые выдающиеся работы этого архитектора: «Дом с занавесом», павильон Японии на EXPO 2000 в Ганновере, центр Николя Г. Хайека, центр Помпиду-Мец. Помимо этого, используя свои знания, навыки и энергию, он внес неоценимый вклад в развитие проектов, специально создаваемых для людей, ставших жертвами стихийных бедствий.

© Hiroyuki Hirai
Что касается дома, который был представлен архитектором в рамках проекта, это Hanegi Forest – архитектурный проект посреди леса, созданный Шигеру Баном в 1997 году. Сложность задачи заключалась в том, чтобы возвести дом, сохранив все без исключения окружающие деревья. Это здание, расположенное в тихом районе Токио, служит домом самому архитектору. Круглый стол, стул марки Terragni, статуэтка в виде греческого профиля и тонны света. И больше ничего, истинная келья монаха дзэн.

© Hiroyuki Hirai
Даниэль Либескинд

© Nicola Tranquillino
Даниэль Либескинд родился в послевоенной Польше, а затем вместе с семьей иммигрировал в Америку и получил американское гражданство в 1964 году. Архитектора можно по праву назвать настоящим космополитом, потому что также в его биографии значится изучение музыки в Израиле и в Нью-Йорке, получение ученой степени по истории и теории архитектуры в Школе сравнительных исследований Эссекского университета (Англия), помимо этого он основал свою архитектурную мастерскую Studio Daniel Libeskind (SDL) в Берлине (Германия).

© Nicola Tranquillino
В портфолио его мастерской SDL успешно реализованные проекты по всему миру, среди них и жилые здания, и торговые комплексы, и выставочные пространства, театры и многое другое. К шедеврам SDL следует отнести уникальный жилой дом 18.36.54 общей площадью 186 кв. метров в Коннектикуте (США), выполненный по частному заказу, при строительстве которого были использованы зеркальные панели из нержавеющей стали, покрытые бронзой.

© Nicola Tranquillino
Объехав весь мир, от Польши до Тель-Авива, от Бронкса до Берлина, по пути из Милана в Детройт, Даниэль решил остаться в Нью-Йорке. Его дом, расположенный в районе Трайбека, в пяти минутах от Граунд-Зеро, напоминает убежище или келью. Книги, книги, одни только книги. А еще кисти и стол с красными ножками и гранитной столешницей, созданный «миллионы лет назад» и следующий за своим хозяином повсюду на протяжении его долгого путешествия к берегам Манхеттена.

© Nicola Tranquillino
Сэр Дэвид Чипперфильд

© Ingrid von Kruse, Simon Menges
Сэр Дэвид Чипперфильд родился в 1953 году в Лондоне. Послужной список этого джентльмена можно назвать почти бесконечным. Это многочисленные звания и награды за вклад в развитие культуры, это степень доктора наук, звание Командора Ордена Британской империи за заслуги в области архитектуры, а также в 2010 году ему было присвоено звание рыцаря Великобритании и Германии за вклад в развитие архитектуры.

© Davide Pizzigoni
Что касается его дома, представленного в рамках проекта «Где живут архитекторы», это в первую очередь, его студия, а потом уже дом. Дэвид Чипперфильд выбрал Берлин после того, как власти города поручили ему в 1997 году реконструировать здание Нового музея. В этом же районе, Митте, обосновался и сам архитектор. Во внутреннем дворе, общем для студии и дома, также размещается спроектированная Чипперфильдом столовая ― место встречи местных жителей.

© Simon Menges
Сам дом выполнен из бетона, с большими окнами, выходящими на улицу и внутренний двор. В нем есть несколько предметов итальянской мебели 50-х ― 60-х годов и использовано лишь два цвета: зеленый, цвет бархатного дивана, и оранжевый ― книжного шкафа, который разделяет пространство между кухней и гостиной.

© Ute Zscharnt
Марсиу Коган

© Romulo Fialdini
Архитектурное бюро studioMK27 было основано в 80-х годах прошлого века архитектором Марсиу Коганом. В его составе ― 20 человек, но кроме них, studioMK27 сотрудничает с архитекторами со всего мира. StudioMK27 не раз удостаивалась различных международных наград, среди которых премии Wallpaper Design Award, Record House, Interior Record, D&AD, LEAF Award, Dedalo Minosse, а также премия Международной биеннале города Падуя имени Барбары Каппочин.

© Romulo Fialdini
Проекты studioMK27 высоко ценятся за их простоту, особое внимание к деталям и отделке. Марсиу Коган и его команда архитекторов ― большие поклонники бразильского модернизма, традиции которого они стремятся продолжать. В 2011 году издания Wallpaper и Época назвали Марсиу Когана одним из 100 самых влиятельных людей.

© Romulo Fialdini
Дом Марсиу Когана взмывает ввысь, в небеса, отражая бразильские архитектурные традиции и любовь к светлому и свободному пространству. Он является автором этого здания, его первого проекта, победившего в конкурсе в 1980 году. Квартира Марсиу находится на двенадцатом этаже. Окна открывают вид на город подобно огромному панорамному экрану ― мечта архитектора, грезившего о мире кино.

© Romulo Fialdini
В квартире много самых разных предметов, авторских работ, орнаментов, сувениров. Коган помнит историю каждого из них и как они сюда попали. Отличная память, которой можно только позавидовать.

© Romulo Fialdini
Марио Беллини

© Davide Pizzigoni
Всемирно известный архитектор и дизайнер Марио Беллини ― это восьмикратный обладатель премии Compasso d’Oro, лауреат многочисленных престижных архитектурных наград, в том числе Medaglia d’Oro, и ежегодной премии Ambrogino d’Oro, вручаемой почетным гражданам Милана, внесшим большой вклад в его развитие (2011 г.).

© Davide Pizzigoni
Марио Беллини читает лекции в самых известных мировых культурных центрах. Он являлся главным редактором журнала Domus. Выставки работ Беллини проходили много раз в Италии и за рубежом. Нью-Йоркский музей современного искусства, организовавший персональную выставку Беллини, включил 25 его работ в состав своей постоянной коллекции дизайна.

© Davide Pizzigoni
А вообще Марио Беллини ― преданный поклонник миланской урбанистической культуры и самого города. Он проживает в здании XIX века, реконструированном архитектором Пьеро Порталуппи, в центре которого находится большая девятиметровая библиотека-лестница, пересекающая дом вдоль и поперек.

© Davide Pizzigoni
Книги, произведения искусства и предметы мебели как будто сошли с полотен о Святом Иерониме кисти Антонелло де Мессина. В ближайших планах Беллини создать сооружение в виде белого куба ― дом его мечты.

© Davide Pizzigoni
Массимилиано и Дориана Фуксас

© Fabio Lovino
Студия Фуксас под руководством Массимилиано и Дорианы Фуксас ― международная архитектурная мастерская с представительствами в Риме, Париже и Шэньчжэне. Массимилиано Фуксас, начиная с 80-х годов, является одним из главных действующих лиц современного архитектурного мира. Дориана Фуксас работает с Массимилиано Фуксасом с 1985 года и является руководителем студии Fuksas Design с 1997 года.

© Aki Furudate
Среди основных проектов студии Фуксас Международный аэропорт Шэньчжэнь Баоань, Национальный архив Франции, парк Rhike (Тбилиси, Грузия), культурный центр CBD (Пекин, Китай), железнодорожный вокзал Baricentrale, Московский политехнический музей (Москва, Россия), и многое другое.

© Aki Furudate
Дом Дорианы и Массимилиано Фуксас находится в Париже, на площади Вогезов. Здесь можно увидеть антикварную мебель руки Жана Пруве и огромное количество произведений искусства: от Фонтана до Паладино. Статуи античных воинов на пороге дома защищают и оберегают его, как хранители, в ожидании возращения архитекторов из очередного путешествия.

© Aki Furudate
Биджой Джейн

© Francesca Molteni
Студия «Мумбай», основанная архитектором Биджоем Джейном, сотрудничает с плеядой талантливых мастеров-ремесленников, технических специалистов и инженеров-проектировщиков, которые непосредственно занимаются проектированием и строительством. Сотрудники студии используют в своей работе итеративный процесс.

© Francesca Molteni
Идеи проверяются на крупногабаритных макетах и моделях, выполняется исследование материалов, создаются эскизы и чертежи. При создании проектов тщательно изучается место будущей постройки, существующие обычаи, традиционные приемы и способы строительства, материалы. Разработчики стараются проявить изобретательность, поскольку располагают ограниченными ресурсами.

© Francesca Molteni
Проекты студии «Мумбай» ― это, в основном, жилые объекты с индийской спецификой. Студия получила множество наград и не останавливается на достигнутом.

© Francesca Molteni
Деревушка, коммуна, в которой живут и работают Биджой Джейн и 60 мастеров ― вот что представляет собой студия «Мумбай». Дом архитектора ― общий для всех ― находится в индийской деревне Алибаг, в 30 км от центра Мумбаи.

© Francesca Molteni
Большой бассейн, окруженный вековыми деревьями, и огромное количество собак. В читальном зале, спроектированном Биджой, благодаря игре теней и света, царит спокойная, умиротворяющая атмосфера. Этот дом полностью отвечает выбранной концепции работы студии.

© Francesca Molteni
Заха Хадид

© Brigitte Lacombe
Заха Хадид, основательница архитектурного бюро Zaha Hadid Architects и лауреат Притцкеровской премии 2004 года, широко известна во все мире за свои достижения в области архитектуры и связанной с ней преподавательской деятельностью. Ее новаторские проекты являются плодами многолетних творческих поисков и исследований трех тесно связанных между собой отраслей ― градостроительства, архитектуры и дизайна.

© Davide Pizzigoni
Заха Хадид родилась в 1950 году в столице Ирака, Багдаде. До переезда в Лондон в 1972 году она изучала математику в Американском университете Бейрута. Перебравшись в столицу Великобритании, Заха поступила и с отличием окончила Архитектурную ассоциацию Лондона в 1977 году. Двумя годами позже Заха Хадид открыла свое архитектурное бюро Zaha Hadid Architects, а в 1993 году уже реализовала свой первый проект ― пожарную часть компании Vitra в Германии. Реализованные ей проекты наглядно демонстрируют присущее Захе стремление к созданию комплексных пространств. Самые успешные работы архитектора (Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати в США и Оперный театр Гуанчжоу в Китае) также были признаны архитектурными проектами, изменившими общественное представление о будущем архитектуры и сформировавшими совершенно новое видение концепции пространства и форм. В 2012 году Заха Хадид вошла в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала TIME.

© Davide Pizzigoni
Заха называет себя цыганкой, у которой нет постоянного дома. В своих воспоминаниях она возвращается в дом ее детства в Багдаде. А сейчас она проживает в квартире-студии в Лондоне, такой же лучезарной, как и ее улыбка. Пространство наполнено светом даже в дождливый день, благодаря оптическим фильтрам, установленным на стеклянной крыше.

© Davide Pizzigoni
На стенах представлены некоторые из ее ранних работ, вдохновленных творчеством русского художника-революционера Эля Лисицкого. Кроме того, в доме находятся множество портретов, предметов мебели и интерьера, которые воплощают новый авангардный стиль ― стиль Захи Хадид.

© Davide Pizzigoni
Следуя утверждению Ричарда Роджерса о том, что «дом ― это начало города», можно сказать, что дома, спроектированные ведущими архитекторами современности, и дома, в которых они живут, стали отражением архитектурного видения, так называемой «изюминкой», характеризующей наш образ жизни.
Клаудио Лути, который является знаковой фигурой в индустрии дизайна и моды, а также является президентом компании Cosmit, которая с 2013 года организует мебельную выставку iSaloni, отмечает, что цель проекта ― «изучить искусство “жить сегодня”, с пристальным вниманием к людям, которые меняют облик наших городов, очертания мирового ландшафта и коллективное воображение, уделяя особое внимание новым способам организации внутреннего пространства жилья во всевозможных аспектах».