Двойственность вещей

Роберт Стадлер
© Jacques Gavard

Роберт Стадлер родился в 1966 году в Вене, Австрия. Изучал дизайн в миланском Istituto Europeo di Design, затем продолжил обучение в парижской Высшей школе промышленного дизайна — ENSCI. В 1992 году принял участие в организации дизайнерской группы RADI Designers, после 16 лет сотрудничества с этой группой Роберт решил работать самостоятельно, но он многому научился за те годы и, в первую очередь, правильно преподносить свои идеи и, конечно, пропускать их через особый фильтр сложившегося у него вкуса. В своих работах Стадлер не ограничивается какой-то одной сферой деятельности, стараясь охватить необъятное.

Вулканические образования
© Studio Robert Stadler

Может ли мебель стать основой театральной постановки, ее полноправным персонажем? Положительный ответ на этот вопрос дал Роберт Стадлер, который в октябре 2013 года был одним из создателей спектакля в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже. Основным источником вдохновения для этой постановки стала серия мебели Роберта под названием Tephra Formations, что можно перевести как «Вулканические образования». По словам самого дизайнера, такое приравнивание мебели главным героям дало интересный результат: их взаимодействие сильно повлияло на характер персонажей и во многом обусловило их поведение.

мебель
© Hervé Veronese

Роберт представлял, что он рассказывает об извержении вулкана через мебель, он отмечает: «Когда частицы лавы падают на землю, они образуют совершенно произвольные формы. Tephra Formations производит впечатление мебели произвольных форм, но если вы сядете на один из предметов этой коллекции, вы поймете, что это вовсе не так и что все они были созданы с определенной целью. Я пытался показать эту неопределенность и двойственность между естественными формами и спроектированными. Показывая их в процессе создания (так эти предметы мебели появляются на сцене), я как будто поместил актеров в историю с открытым финалом». В каждом проекте Роберта Стадлера можно найти одну объединяющую все его работы черту, ведь смыслом своей работы он считает «поиск функциональности, пропущенный сквозь призму индивидуальности». По его мнению, у каждой вещи должно быть как минимум два плана, две идентичности, сочетающие иллюзию и реальность. Благодаря такому поиску Роберт выводит и само понятие дизайна на новый уровень, сотрудничая с интересными заказчиками.

Ensemble Poirel
© Martin Argyroglo

Например, его работа с культурным центром Ensemble Poirel, который располагается во французском городе Нанси и совмещает в себе театр и выставочную галерею. Задачей дизайнера было создать такую современную инсталляцию для здания культурного центра, которая будет органично смотреться с исторической архитектурой и привлечет к себе внимание. Роберт спроектировал диски с задней подсветкой, дизайн и цвет которых был создан благодаря вращению изображений отдельных деталей здания в визуальном редакторе.

места для сидения
© Martin Argyroglo

Помимо этого, организаторам этого проекта хотелось, чтобы дизайнер занялся и инфраструктурой культурного центра. И Роберт создал места для сидения рядом с Ensemble Poirel — что-то среднее между мебелью и скульптурами, что, по словам дизайнера, должно вдохновить местных жителей на переосмысление и новое знакомство с этим удивительным зданием XIX века.

парижская церковь Saint-Paul Saint-Louis
© Marc Domage

Еще один необычный проект — его световая инсталляция в парижской церкви Saint-Paul Saint-Louis, которая была создана в рамках ежегодного фестиваля искусства Nuit Blanche 2007 в Париже. Попадая в церковь через боковой вход, вы видите разрозненную группу светящихся люминесцентных сфер, парящих под сводом на разной высоте. Однако по мере вашего приближения к центральному проходу храма светильники начинают группироваться, образуя в результате гигантский вопросительный знак, парящий над алтарем. Когда же вы покидаете собор, вы видите, как знак вопроса начинает распадаться.

ресторан Corso
© Marc Domage

Но помимо таких масштабных и захватывающих проектов, в арсенале Роберта Стадлера есть и более прозаичные работы. Например, он был дизайнером всей сети ресторанов Corso. И сам дизайнер считает, что самое интересное в них то, что будучи оформленными в едином стиле, они все-таки отличаются друг от друга, при этом сохраняется баланс между современным взглядом на дизайн и традиционной отличительной чертой бренда.

светильники Hatchlight
© Marc Domage (left) | © Benjamin Loyseau (right)

А светильники Hatchlight, разработанные им для этой сети, стали их визитной карточкой. Расположенному в центре города помещению не хватало прямых солнечных лучей, и Стадлер искал способы компенсировать этот недостаток. Сияющие золотом отражатели светильников отлично справились с задачей. Но при ближайшем рассмотрении «золото» оказывается нанесенными вручную полосками липкой ленты с золотистой поверхностью. Намеренная небрежность в стыках ленты и неровных зазубренных краях создает эффект штриховки, пикселизации, характерных для трехмерной визуализации объектов. То есть у Стадлера реальность становится отражением в этом золотом рисунке.

стол Negotable
© Patrick Gries

Еще один интересный проект, который может понравиться многим и для многих стать актуальным ― стол Negotable, который совмещает в себе функции рабочего места и обеденного стола. Ведь довольно много людей любят перекусывать непосредственно во время работы. И такой перекус за работой может привести к тому, что рукописи иди документы залиты кофе, а в клавиатуре копятся запасы крошек. Чтобы избежать таких проблем, Роберт Стадлер создал стильный стол, который разделен специальной перегородкой на две зоны и даже цветовое решение разделяет его на две части. Таким образом, Стадлеру удалось показать двойственность такого предмета как стол.

Lightspot
Courtesy : Carpenters Workshop Gallery | © Fabrice Gousset (left) | © Jonathan Perugia (right)

Еще одним примером неоднозначности предметов и материализации нематериального можно назвать его серию настенных светильников Lightspot. Светильники представляют собой цветные алюминиевые пластины разного размера, покрытые светоотражающей краской. Кажется, что пластины светятся, хотя на самом деле они лишь проецируют свет, излучаемый миниатюрными светодиодными лампами. Накладываясь одна на другую, пластины создают несколько слоев теней подобно тому, как это делает свет или огонь. При этом пользователи могут размещать пластины светильников по своему усмотрению, в различных направлениях. Так создается еще одна иллюзия: при перемещении светильника, кажется, будто вы в состоянии держать в руках свет и управлять им.

журнальный столик
Courtesy : Triple V | © André Morin (left) | © Studio Robert Stadler (right)

Bout de canapé — в переводе с французского эта фраза означает «журнальный столик», но если переводить ее дословно, то выйдет «кусок дивана», вот Роберт Стадлер и решил воспользоваться этой игрой слов в своем проекте BDC. Он будто оставил 15% от дивана и из этого сделал тумбочку, на которой можно с удобством расположить книги, которые вы любите читать перед сном, и прочие декоративные или необходимые вам элементы. Такой предмет сразу лишает пространство скуки и повседневности.

скамейка
© Martin Argyroglo

Что касается планов на будущее, то Роберт говорит о том, что мечтает стать дизайнером для какого-нибудь фильма, ведь он уже пробовал себя в похожей области, сотрудничая с Национальным центром искусства и культуры в Париже. Он говорит о том, что не имеет особого значения жанр фильма, ему просто хотелось бы найти режиссера, который будет близок ему по духу. Он также отмечает, что с удовольствием поработал бы с братьями Коэн, американскими режиссерами, продюсерами и сценаристами кино, среди самых известных работ которых, такие фильмы как: «Большой Лебовски», «Париж, я люблю тебя» и недавно вышедшая в мировой прокат картина «Внутри Льюина Дэвиса».

www.robertstadler.net

Текст: Светлана Некрасова

Sergej Flavio

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение
Offline