Дворцы Португалии: пять исторических эпох

Архитектура Португалии, являя нам огромное количество величайших дворцов, буквально сама рассказывает о богатой истории и культуре своей страны.

Архитектура Португалии подарила миру одни из самых восхитительных дворцов, по праву на сегодняшний день ставшими настоящими памятниками истории и культуры. Мало где можно встретить подобный дворцовый «микс» на территории одной страны. Каждый дворец – буквально страница исторической и культурной эпохи.

Дворец Пена

Почти любую историю создания дворца можно начать со слов «однажды здесь была совсем простая часовня…», и дворец Пена не станет исключением. Действительно, на месте будущего сказочного памятника архитектуре Португалии была ничем не примечательная часовня. По приданию кому-то из жителей привиделась сама Богоматерь Пена, указавшая именно на это место. На удивление, про небольшую часовенку совсем не забывали. Во время правления Мануэла I ее решили перестроить в монастырь, отметив таким образом рождение наследника, которому пророчили объединить три королевства: Португалию, Кастилию и Арагон.

В XVIII веке монастырь пережил череду несчастий: удар молнией, при котором сгорели все деревянные пристройки, а далее и землетрясение, вовсе разрушившее здание. Уцелевшей осталась капелла и мраморный алтарь, и в 1840-м году начинается строительство того дворца, которым все мы сегодня восхищаемся.

Дворец Пена, словно восставший из пепла феникс, становится главным украшением города Синтра и считается одним из семи чудес света. Ярчайшее во всех смыслах пятно архитектуры Португалии – самый известный представитель стиля эклектики, своеобразный символ творческого всплеска.Где еще вы увидите словно парящий в воздухе королевский дворец, окрашенный в ярко-желтый и оранжевый цвет? Только в Португалии! Дворец Пена будто сошел к нам со страниц «Ходячего замка» Дианы Уинн Джонс, но в изысканном исполнении. Поверить в его историческое прошлое практически невозможно.

Дворец Матеуш

Дворец Матеуш все же уступает в популярности дворцу Пена, но тем не менее также является одним из самых значимых творений архитектуры Португалии. Посетившие дворец Матеуш туристы отмечают его изящность и пропорциональность, и дело не только в контрасте с предыдущим историческим памятником. Этот дворец – классический представитель эпохи Барокко в архитектуре Португалии. Пожалуй, самый характерный дворец из нашего списка.

На месте будущего дворца располагался старый графский дом, который было решено перестроить в 1743 году. Архитектором выступил именитый мастер Николау Насони, итальянец, выросший в Тоскане. Сам дворец настолько гармоничен и пропорционален, что, помимо признания национальным достоянием в 1911, именно его изображение сделали маркой одноименного вина.

Самой романтичной частью территории считается сад, в котором так и хочется потеряться при прогулке: в нем можно встретить многовековые кипарисы причудливой формы, знаменитый зеленый тоннель и загадочную мраморную нимфу.

Дворец Синтры

Национальный дворец Синтры – вершина мавританского стиля в архитектуре Португалии. Сам по себе мавританский стиль является своего рода гибридом характерной для страны архитектуре и мотивов искусства мавров, мусульманского населения Северо-Западной Африки и Испании. Испания, в истории которой мусульманская культура в определенный период сыграла важную роль, в целом достаточно сильно повлияла на архитектуру Португалии. Распространение мавританского стиля стало особенно активным в эпоху романтизма и зародившимся вместе с ней интересом к Востоку.

История дворца Синтры берет свое начало еще в X веке. Тогда дворца было два: один на вершине горы и один у ее подножия, который служил резиденцией мавританского правителя. В 1415 году Синтра переходит во владение Жуану I, и он организовывает масштабную строительную кампанию, в результате которой появляется тот дворец, наслаждаться которым мы можем на сегодняшний день.

Дворец Синтры – не просто жемчужина архитектуры Португалии, но и та самая «страница истории», о которой мы упомянули в самом начале. Именно в нем родился Альфонсу V, в нем Жуан II был провозглашен королем, и здесь же Мануэл I узнал об открытиях Индии и Бразилии.

Дворец Келуш

По сей день ходят споры о том, можно ли считать рококо отдельным стилем. Строго говоря, рококо представляет  собой тот же барокко, но с небольшими изменениями, как говорят многие эксперты. Тем не менее, когда мы смотрим на здание в стиле барокко и здание в стиле рококо, отличить одно от другого достаточно просто. В чем же дело?

Для сравнения посмотрим на дворец Матеуш и Келуш. Первый – чистое итальянское барокко, второй – настоящее рококо. Создается впечатление, что Келуш будто более утонченный, но не лишен той же помпезности, что и Матеуш. И действительно, в эпоху рококо архитектура Португалии становится более легкой и игривой, в ней даже появляются характерные мифологические мотивы и яркая орнаментальность.

Дворец Келуш на своем веку повидал несколько руководителей проектов по его отстройке. Изначально Келуш также был простым графским имением, тот вид, который для нас привычен, он принял только в 1794 году, после пожара. С Келуш, пожалуй, связана самая жуткая история из тех, которые мы сегодня осветим. После того самого пожара дворец стал местом жительства Марии I. Королева была признана сумасшедшей, страдая душевной болезнью, она просто лежала день и ночь в своих покоях, пугая жуткими криками, которые разлетались эхом по всему дворцу, придворных и гостей. С 1957 покои Марии служат местом размещения иностранных правительств.

Кинта да Регалейра

Если вы ищете романтики – этот памятник архитектуры Португалии именно для вас. Загадочный и по-настоящему сказочный Кинта да Регалейра – вершина готической архитектурной мысли. Самый молодой из дворцов был основан человеком, посвященным в тайны масонства и увлекавшийся различными мистическими теориями. По задумке архитектора это место, где находится перевернутая башня и колодец Посвящения, – изображение космоса и вселенной.

Поместье было приобретено богатым торговцем из Порто в 1840-х годах для своей дочери, дама получила титул баронессы да Ригалейра, в честь земель, на которых оно находилось. В 1900-х оно перешло к Карвалью Монтейру, образованному и богатому человеку, происходящему из старинного рода, связанного с орденом тамплиеров. Именно он и вложился в строительство дворца и парка.

Территория парка полна загадок. Колодец Посвящения символизирует 9 кругов Ада по Данте Алигьери, его глубина – 27 метров. Все в этом колодце, как и на территории в целом, что-то символизирует, вплоть до количества ступенек и смотровых площадок. В «Божественной комедии» были достаточно четко описаны все наказания за любые грехи, и, спускаясь по этому колодцу, посетители могут представлять себе эти образы. Внизу колодца изображен крест тамплиеров, врезанный в герб Монтейру. Кинта да Регалейра – доказательство того, что и в наше время люди способны создавать шедевры, не уступающие по красоте и глубине замысла величайшим творцам ушедших эпох.

Вас вдохновляют дворцы?

Пробудите свой творческий потенциал вместе с нами

Перейти

Вам также будет интересно:

Светский и богемный: что увидеть в Марокко в 2020 году

Аристократический интерьер: 5 идей для вдохновения

Эпохальный интерьер: дворцовый переворот XV—XIX веков

Viktoriya Daltseva

Offline