Ваза «Хохлома»

Ваза «Хохлома»

Поделиться

Westwing в прессе
Читать дальше

Ваза «Хохлома»:фото, стили, идеи

Ваза «Хохлома» для русского человека то же, что тончайшая фарфоровая ваза для китайца или ваза из богемского стекла для чеха. Почему китайцы любят обустраивать свои жилища в народном стиле, ценят и превозносят свою культуру? Потому что история, народные традиции питают человека духовно, они создают равновесие внутреннего мироощущения, которое невозможно при погружении в чужую культуру, сколь бы красивой она ни была.

Для русского - ваза «Хохлома» – воплощение его стремления к свету, добру, гармонии, единению с природой и миром. Культура и обычаи народа индивидуальны и неповторимы, они не могут быть лучше или хуже. Они могут быть своими, исконными или чужими, пусть даже досконально изученными, но не свойственными менталитету и духовности народа.

Ваза «Хохлома» в интерьере

Кухня, оформленная в русском стиле, излучает добро и тепло. Она выполнена в теплых тонах, словно пахнет деревом, печкой, кулебякой. Такая кухня практична и функциональна, продолжает народные традиции и, конечно же, изобилует декоративными элементами в стиле хохломы. Салфетки, скатерти, тарелки, чашки, ваза «Хохлома» добавят уют и завершат дизайнерский замысел.

Но напрасно многие считают, что «Хохлома» годится только для оформления кухни и столовой. Детская комната – идеальное место для реализации хохломского стиля. Маленькие стульчики и столики, вазы и шкатулки, комоды и сундуки, изображающие Жар-птицу, зверей, ягоды, идеально впишутся в интерьер детской комнаты и перенесут ребенка в сказку. Они намного более эмоциональны, нежели вычурные интерьеры, поэтому больше подойдут для оформления владений малыша. Яркие цвета и замысловатые узоры не только порадуют маленького хозяина, но заложат основы понимания красоты и любви к народному искусству.

В гостиных, спальных комнатах и прихожих так же возможно использование русского стиля и хохломской росписи в том числе. Просто в этих помещениях нужно быть более аккуратным с изобилием цвета и элементов, чтобы не создать аляповатость, но сдержанная однотонная роспись в стиле хохломы гармонично украсит любое помещение, а вазы под хохлому дополнят и подчеркнут народность.

Ваза «Хохлома» зовет посетить прошлое

Красивая легенда повествует о том, что появился в заволжской деревне мастер, стал он расписывать деревянные ложки да чашки, и такие они у него красивые получались, что слава о его искусности достигла царского дворца. Возжелал тогда царь, чтобы этот умелец у него при дворе работал и послал за ним своих дворян. Долго искали слуги царские чудо мастера, да так и не нашли. Пропал он, словно растворился. Только мастерство свое успел ученикам передать.

На самом деле, когда старообрядцы подвергались гонениям, многие из них укрылись в заволжских деревнях и принесли с собой навыки по иконописи. А лесные заволжские ремесленники владели технологиями токарной обработки древесины. И в конце XVII начале XVIII веков эти два ручейка слились в одно могучее русло. Люди стали изготавливать посуду, вазы и расписывать особым способом. Так появилась «Хохлома», унаследовавшая классические формы токарной посуды от заволжских ремесленников и «мастерство тонкой кисти» от иконописцев.

Мастера деревень нижегородской области изготавливали и расписывали домашнюю утварь и свозили в поселок Хохлома – один из приволжских торговых центров. Отсюда и название этой посуды. Далее она начинала свое путешествие на ярмарки Нижнего Новгорода, а оттуда в Саратовскую и Астраханскую губернии. Немцы и французы имели возможность купить хохломские изделия в Архангельске. Так постепенно «Хохлома» стала завоевывать мир.

В 1889 году выставка в Париже представила хохлому широкой мировой общественности. С этого момента экспорт хохломы не прекращается. Она востребована рынками Западной Европы, Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. Несколько позже ее популярность докатилась до Северной Америки.

Ваза «Хохлома». Секреты золота

Итак, сначала, по русской традиции, бьют баклуши. Нет, это не то, что Вы подумали! Так называется процесс подготовки деревянных брусков, которые позже превратятся в произведения искусства. Затем на токарном станке придается окончательная форма будущему изделию, которое в дальнейшем грунтуется жидкой очищенной глиной и высушивается в течение нескольких часов. После этого наступает ответственный момент покрытия несколькими слоями олифы (льняное масло). Делается это только вручную специальным тампоном из овечьей кожи. Густое масло должно быть равномерно распределено по поверхности. После подсушивания, в застывшую олифу, втирается алюминиевый порошок. Процесс называется «лужение». Мелкая алюминиевая пыль остается на липкой поверхности, и изделие становятся белым, с зеркальным блеском.

Вот теперь наступает время росписи. Для этого используются масляные краски и беличьи кисти. Главные цвета для хохломы – черный и красный. Для оживления узора допустимо использование зеленой, желтой, коричневой, белой краски, но только в очень небольших количествах. Украшенные изделия покрываются несколькими слоями специального лака и закаливаются в печи с температурой 150-160°. Вот теперь серебристо-белый цвет основы становится знаменитым золотым, прославившим хохлому.

Виды росписи

  • Верховая роспись. Рисунок наносится красной и черной краской после лужения. «Пряник» – изображается ромб или квадрат, символизирующий солнце, завитки и плавные линии изображают лучи и нанесены так, что если присмотреться к рисунку, создается ощущение движение картинки.
  • «Травная» роспись – изображение завитых травинок и листочков, дополняется мелкими ягодками. Роспись «под листок» или «под ягодку» – для этой росписи характерны более крупные мазки, овальные формы листьев, большие ягоды. Тут же можно встретить диковинных птиц, и зверей.
  • Фоновая роспись. После лужения наносится черная или красная краска, которая будет фоном, а сам рисунок обозначается лишь контурами и не закрашивается. После закаливания он приобретает золотой цвет и создается иллюзия, будто художник рисовал золотой краской по черному или красному фону.
  • «Кудрина» – характеризуется стилизованным изображением листьев и цветов. Такое название техника получила за обилие завитушек, она напоминает замысловатый ковер.
  • «Под фон» – самая сложная техника, которая под силу только лучшим мастерам. В ней используются все цвета, характерные для хохломы, а золотыми остаются только контуры рисунка, мельчайшие элементы и завитушки. Такая ваза «Хохлома» встречается реже и ее цена намного выше.

В WESTWING можно посмотреть фото вазы «Хохлома». А для того чтобы купить вазы «Хохлома» вовсе не обязательно вставать со своего любимого кресла и ехать в Нижний Новгород, это так же легко сделать на страницах WESTWING. Лучшие дизайнеры помогут вписать столь яркий элемент в интерьер комнаты, так как хохломские напольные вазы купить не трудно, а вот создать гармонию и уют в русском стиле – более сложная задача.

Сейчас посуда и вазы «Хохлома» производятся фабрикой «Хохломская роспись», которая представляет собой не один большой промышленный центр, а множество небольших цехов. Так же, как и в старину, они разбросаны по деревням Нижегородской области. Ремесленники и художники, так же, как и много веков назад, передают от отца к сыну сове мастерство, а вместе с ним дух исконного русского искусства.